Социальная практика – это специально организованная образовательная деятельность учащихся, направленная на развитие социальной компетентности, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, социальных навыков (делового общения, социальной коммуникации с представителями различных социальных групп населения, социальных, профессиональных, административных структур и т.д.), получение опыта социального взаимодействия, осмысление и закрепление теоретических и практических знаний, полученных в ходе изучения учебных курсов обществоведческого содержания.
Впервые этот термин встречается в работе Н. И. Элиасберг, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Академии гуманитарных наук, заведующего кафедрой теории и методики гуманитарного образования Санкт-Петербургского государственного педагогического университета, и как образовательное понятие в современной педагогике и дидактике четко не определен. И, тем не менее, под понятием «социальная практика» будем понимать вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.
Таким образом, социальная практика представляет собой вид деятельности, направленный на формирование позитивных социальных изменений, а значит, школа становится естественной площадкой социальной практики.
Область изменения проекта: стимулирование участия молодежи, граждан всех возрастов в общественно полезную добровольческую деятельность, повышение мотивации и уровня вовлеченности родительской общественности и детей в различные виды социальных практик (волонтерскую деятельность и социальное проектирование школы организация волонтерского движения
Виды социальных практик
Социальные практики имеют следующие виды:
1) Пассивная (учебные социально-практические ситуации на уроках и занятиях, встречи с представителями социальных институтов, оценочная деятельность, деловые и ролевые игры);
2) Активная (волонтерская деятельность, шефская работа, участие в школьном самоуправлении, участие в социальных и исследовательских проектах, оказание помощи в работе музеев, библиотек и т.п.);
3) Преобразовательная (помощь социально незащищенным слоям населения, общественно-полезные дела, строительные отряды, концертные бригады, культурно-массовая деятельность и др.).
4) Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
Результативность социальных практик обнаруживается (проверяется) либо в качестве освоенных действий, либо в качестве продукта. Действия или продукт являются объектами оценивания и для учеников, и для педагогов по соответствующим критериям.
Базы проведения социальных практик:
- учреждения и организации системы здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта,
- муниципальные органы самоуправления
- предприятия и организации, реализующие благотворительные программы, социально-ориентированные акции
- подразделения службы занятости населения
- музеи, библиотеки, учреждения культуры и спорта
- общественные организации и движения, осуществляющие гуманитарную и просветительскую деятельность
- средства массовой информации
- службы, занимающиеся социологическими исследованиями и др.
Социальная практика помогает учащимся:
- научиться видеть социальные проблемы незащищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, ветераны, сироты и т.д.), находить способы помощи им;
- познакомиться с условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;
- научиться кооперировать с другими людьми и делать совместное дело;
- познакомиться с конкретными социальными технологиями и их реализацией;
- научиться самостоятельно ставить цели своего социального действия, определять средства его осуществления, анализировать результаты;
- научиться вступать в деловые отношения с организациями или частными лицами;
- найти для себя различные способы выстраивания делового общения (научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать)
- понять, как построено взаимодействие между представителями власти общественности;
- получить опыт поиска рабочего места;
- научиться работать с деловой документацией;
- познакомиться с процедурой выборов, понять правила участия в выборах и т.д.
Задачами социальной практики являются:
− формирование социальных компетенции на основе привлечения учащихся к общественно значимой деятельности;
− приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;
− знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;
− приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность учащихся во время прохождения социальной практики, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации;
− формирование представлений учащихся о возможностях современных социальных технологий.
Мы выбрали ряд социальных проектов, которые по нашему мнению будут способствовать изменению сознания людей и их представлении о жителях села Овсянка, поэтому одним из проектов называется «Интересные люди села» цель которого, показать самые лучшие стороны истории села, познакомить с жизнью и трудом односельчан которые, сыграли в истории города, края, страны заметную роль, воспитать чувства гордости за свою малую Родину.
В реализации этой идеи в школе необходимы добровольцы, волонтеры и мы предлагаем Вам стать членами волонтерского отряда. (Мы надеемся что это перерастет в волонтерское движение).
Источник: